Портал библиотек Самарской области
На главную страницу  
Сделать домашней    Написать нам    Карта портала   
Навигация


Раздел администратора

Логин:
Пароль:









  2020

ДЕКАБРЬ 2020                                                                                                                                                                                                                                                                            Разработчик и модератор страницы: Г.И. Поташникова, зав. СНИКИОФ 

Материалы к Областной конференции руководителей и специалистов методических служб детских школ искусств "Современные информационно-образовательные методики, авторские практики, компьютерные технологии как образовательная траектория профессионального мастерства педагогических кадров Самарской области»  

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДШИ

Список аннотированных (выборочно) книг и статей

Понятия/определения

Чистяков В.А. Понятие «Информационно-образовательные технологии и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами» // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2014. №97. 

Информационно-компьютерные технологии в образовательном пространстве ДШИ

Книги

  1. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции 10 октября 2019 г., Москва / Ред.- сост. О.Д. Никитин – M.: OOO «Сам Полиграфист», 2019. – 226 с. Затрагиваются проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях информационной образовательной среды, использования информационно-коммуникационных технологий в дополнительном и профессиональном образовании.
  2. Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы творческого развития личности в системе образования» 25 апреля 2019 г., Москва / Ред.- сост. О.Д. Никитин – M.: OOO «Сам Полиграфист», 2019. – 368 с. Авторы статей рассматривают вопросы творческого развития личности педагогов и учащихся в современном образовательном пространстве.
  3. Развитие креативности детей и подростков в условиях дополнительного образования: Сборник научных трудов / Сост. Е. М. Акишина, Т. А. Касимова, Д. В. Поль – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017. – 307 с.
  4. Развитие творческой личности в современном образовании. Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции 24-25 января 2019 г., Тверь / Сост. Т.П. Скворцова. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019. – 496 с. Авторы статей рассматривают актуальные для современной теории и практики образования проблемы, перспективы исследования и инновационные методики работы в музыкальном, изобразительном, хореографическом, театральном искусстве.
  5. Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сборник научных материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 19–20 июня 2018 г.) / Сост. О. В. Гальчук. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. – 424 с.

Статьи, главы из сборников

  1. Инновационные методы преподавания в художественном образовании // Современная детская школа искусств: теория, методика, практика, перспективы: Тез. II межрег. науч.-практ. конф. / Комитет культуры администрации города Тамбова; Областной учебно-методический кабинет по учебным заведениям в сфере культуры и искусства; МОУ ДОД «Детская школа искусств № 3». –Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2013. – С. 86–100. Из срдержания: Богданова Е. В. Создание творческой образовательной среды в условиях современных музыкально-компьютерных технологий; Хазанова М. В. Использование информационных технологий в начальном музыкально-художественном образовании; Боус Л. И., Новоченко Т. И. Информационные и компьютерные технологии в начальном художественном образовании; Шлыкова О. С. Информационные технологии в цикле музыкальнотеоретических дисциплин; Орлова С. В. Аннотация к рабочей программе по предмету «Видеокурс» для учащихся ДМШ и ДШИ; Султанова М. В. Развитие творческих способностей одаренных детей средствами цветомузыкальной синестезии.
  2. Кашекова И.Э. Основы содержания модернизации общего художественного образования // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой. 2019. С. 1199-1215.
  3. Красильников И. М. Педагогический потенциал цифровых технологий и его реализация в художественном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №2 (59).  Исследуются реальные возможности цифровых технологий в художественном образовании.
  4. Самакаева М.Ю. Информационные технологии и качество дополнительного художественного образования / М.Ю. Самакаева, Е.А. Присяжная // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №50-2. В статье обосновывается потенциал информационных технологий в повышении качества образования в детских школах искусств. Обосновываются показатели качества дополнительного художественного образования с позиции потребителя учащихся и их родителей.
  5. Теряев О.В. О развитии музыкальных способностей в контексте современной культуры // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2020. № 1 (32). С. 91-101.
  6. Товпич И.О. МетаТехнология формирования ценностей сквозного (непрерывного) образования в цифровой образовательной среде // МНКО. 2018. №1 (68).  В статье освещён педагогический опыт реализации процесса интеграции информационных и художественных средств обучения.

Музыка

  1. Бажукова Е.Н. Музыкальная информатика как составляющая музыкального образования // МНКО. 2018. №2 (69). В статье представлена программа «Музыкальная информатика» для будущих педагогов и музыкантов, этапы формирования знаний педагогов-музыкантов в области цифровых информационных технологий. Представлены формы работы в режиме онлайн.
  2. Бакуменко М.Н. К вопросу о развитии инструментария в обучении игре на электронных клавишных инструментах // МНКО. 2018. №2 (69). Статья посвящена обсуждению вопросов развития инструментария в обучении игре на электронных клавишных инструментах и становлению специального педагогического репертуара.
  3. Величко Ю.В. Музыкально-творческая практика детей с использованием аудиовизуальных технологий в условиях дополнительного образования / Ю.В. Величко, О.В. Милицина, С.В.Шишкина // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11. № 1 (41). С. 17-21.
  4. Ксенофонтова, Д.В. Музыкальные технологии XXI века // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 14-16.
  5. Лосева Л.Ю. Применение информационных и компьютерных технологий в музыкальном образовании / Л.Ю. Лосева, И.В. Соловьева  // Педагогический журнал. 2015. № 1-2. С. 30-46.
  6. Петрова Н.Н. Арт-педагогический подход в современном музыкальном образовании // МНКО. 2017. №3 (64). В статье рассматривается актуальность и целесообразность использования цифрового музыкального инструментария для обучения детей с разной степенью музыкальной одарённости и мотивации к обучению в детской музыкальной школе и детской школе искусств.

Пение

  1. Вотинцев А.В. Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового ансамбля: Учебное пособие по дисциплинам: «Управление певческой деятельностью», «Методика обучения и воспитания в области музыкально-компьютерных технологий» для студентов направления «050100.62 – Педагогическое образование» профиль «Художественное образование» (Музыкально-компьютерные технологии) / А.В. Вотинцев, М.Ю. Самакаева ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – 88 с.
  2. Моисеев Е.О. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения подростков эстрадному пению: технологический аспект // Современные парадигмы образования: достижения, инновации, технический прогресс. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. 2019. С. 43-51.

Хореография, танец

  1. Мухина Э.М. Обучение медийно-информационной грамотности в творческих объединениях по хореографии // Медиа. Информация. Коммуникация. 2018. № 26. С. 56-63. В статье приведен анализ психологических особенностей формирования медийно-информационной грамотности в детских танцевальных коллективах.

Изобразительное творчество

  1. Денисенко В.И. Формирование готовности художника-педагога к использованию интерактивных технологий в обучении детей основам композиции / В.И. Денисенко, У.Н. Трандасир // Теория и практика общественного развития. 2012. №6. Для успешных занятий детей изобразительной деятельностью, развития их творческих способностей необходимо сформировать готовность художника-педагога к использованию интерактивных образовательных технологий. Информационные технологии позволяют сделать занятия по композиции более интенсивными, помогают заинтересовать учащихся, повысить уровень их художественного образования и развить творческие способности.
  2. Мухина М.А. Информатизация образования: от философии к педагогической практике / М.А.Мухина, К.В. Романов // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №9.

Авторские разработки, методические рекомендации, опыт работы

  1. Баринов В.А. Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств: Методическая разработка / МБОУ ДО ДШИ п. Октябрьский Радищев. р-на Ульяновской обл. 
  2. Богданова Т.П. Музыкальные инструменты:  Интерактивные тесты-игры [Скачать программу] / МБУ ДО «Школа искусств №37» п. Малиновка, Кемеровская обл. Предметная область: музыкальная литература Возраст: учащиеся младших и средних классов.
  3. Гладких А.С. Современные образовательные технологии и методики: методическое сообщение / МБУ ДО ДШИ № 3. -Новосибирск, 2016.
  4. Губайдуллина С.И. Использование икт в деятельности педагога теоретических дисциплин детской школы искусств: Методическое сообщение / МКУ ДО «Детская школа искусств». – с. Кунашак, 2017.
  5. Палагина О.В. Музыкально-компьютерные технологии в деятельности концертмейстера детской школы искусств: Методическая разработка (для школ искусств) / МБОУ ДО ДШИ № 10 г.о. Самара. 
  6. Плешкова Л.М. Струнная история о домре об историческом развитии русского народного инструмента: Видеоролик / МБУ ДО "Детская школа искусств № 1" г. Сургут Для учащихся ДШИ, студентов музыкальных и педагогических колледжей.
  7. Попробуй играть с нами: Образовательный проект А.А. Латыпова / ДШИ № 12 г. Санкт-Петербург.
  8. Формы работы дистанционного обучения ДШИ (из опыта работы ДШИ г. Лабытнанги)

 

СЕНТЯБРЬ 2020                                                                                                                                                                Разработчик и модератор страницы: Г.И. Поташникова, зав. СНИКИОФ 

 

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Книги, статьи, публикации 2019-2020 гг.

 

Материалы к Областной конференции руководителей образовательных учреждений искусств и специалистов органов управления культурой муниципальных образований

«Реализация национального проекта "Культура РФ" в художественном образовании Самарской области: итоги и перспективы»


  1. Акишина Е.М. «Культурный норматив школьника»: новые возможности в художественном образовании // Педагогика искусства. 2019. № 3. С. 8–15. О Всероссийском культурно-образовательном проекте «Культурный норматив школьника», главной целью которого является вовлечение обучающихся в культурную среду города, региона, страны. Главная идея проекта заключается в реализации комплекса мероприятий, включающих в себя разнообразные виды освоения произведений искусства и художественной культуры.
  2. Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – 400 с. Материалы сборника посвящены обсуждению широкого круга вопросов по актуальным проблемам влияния искусства на воспитание молодежи, музыкальной и художественной культуре детства.
  3. Алиев Ю. Б. Приоритетные ценности инновационных образовательных практик школьного художественного образования: смысл современной социальной стратегии развития школы // Ценности и смыслы. 2019. № 3. В статье анализируются факторы, обеспечивающие реализацию «Дорожной карты художественного образования», анализируются проблемы, связанные с приобщением к искусству.
  4. Болотникова Е.М. Художественное развитие детей в системе дополнительного образования // Человек. Экономика. Образование. Культура: современные проблемы теории и практики. Сборник научных докладов ежегодной научно-практической конференции. 2019. С. 276-282. В статье раскрывается специфика организации учебно-воспитательного процесса в частной художественной школе. Автором показана ресурсная база учреждения дополнительного образования, особенности организации индивидуализации художественного образования, требования к организации учебного и воспитательного процессов.
  5. Васильева Т.Т. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности / Т.Т. Васильева, Т.А. Шергина // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2020. С. 99-101. В статье рассматривается современное состояние развития детей по художественной направленности в системе дополнительного образования. Также раскрываются проблемы и перспективы этого направления, традиционные и инновационные образовательные технологии, способствующие достижению школьниками оптимальных результатов обучения.
  6. Введенский В.Н. Образовательные возможности искусства // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 4(56). С. 23–28. Исследуются современные ориентиры выявления образовательных возможностей искусства.
  7. Голубева Т.А. Управление профессиональным развитием педагога дополнительного образования в контексте компетентностного подхода / Т.А. Голубева, И.В. Кузнецова // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Под ред. И.Д. Лельчицкого. 2019. С. 83-86. Охарактеризованы требования к профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» на примере художественной школы г. Твери.
  8. Готовые решения, чтобы выполнить требования нацпроекта «Культура»  Методические рекомендации для учреждений культуры.
  9. Егорова А.М. Полихудожественный подход в системе дополнительного образования / А.М. Егорова, Г.Н.Федорова // Эксперт года 2020 : сборник статей VIII Международного научно-исследовательского конкурса. 2020. С. 85-88. Данная статья представляет собой описание проекта «Ожившие музыкальные инструменты», который разработан для детей младшего школьного возраста. В основу проекта лег полихудожественный подход, в процессе которого происходило взаимодействие следующих видов деятельности: художественной, музыкальной и литературной. Представленный материал адресован преподавателям дополнительного образования, работающими с детьми младшего школьного возраста.
  10. Завгороднева М.В. Музыкально-художественное образование как фактор формирования коммуникативных качеств личности / М.В. Завгороднева, Е.В. Шаповалова, Т.В.Волкодав // Меридиан. 2020. № 3 (37). С. 207-209. Данная статья посвящена изучению влияния художественного и музыкального образования на формирование стилей юмора подростков и их навыков решения межличностных проблем.
  11. Зубанова Л.Б. Художественное образование многофункциональных городов: социологические показатели развития // Художественная культура и трансформация индустриального менталитета в условиях моногорода. Сборник научных трудов II Всероссийской (национальной) научной конференции. Под общей редакцией В.А. Жилиной. 2020. С. 47-50. В статье представлены результаты социологических исследований, ориентированных на различные аспекты функционирования сферы художественного образования Челябинска и Челябинской области. Интерпретация полученных в ходе исследований результатов позволяет выйти к обобщению эмпирического материала, определению ключевых стратегий совершенствования системы подготовки детей и молодежи, выявлению наиболее острых проблем, препятствующих профессиональному самоопределению обучающихся.
  12. Ирхен И.И. Культурологические основания сущностных характеристик образования в сфере культуры и искусства // Художественное образование и наука. 2019. № 3. С. 104-111. В статье раскрываются культурологические основания сущностных характеристик образования в сфере культуры и искусства. Сделан вывод о том, что образование в сфере культуры и искусства развивает художественно-творческий потенциал социума и воспроизводит субъекта культуры, что является определяющим для реализации Национального проекта «Культура».
  13. Исаева Т.В. Развитие потенциала детей в учреждениях дополнительного образования средствами художественного творчества // Дополнительное образование – социокультурный институт самореализации детей и молодежи (к 100-летию системы дополнительного образования). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 11–13. В статье рассмотрен вопрос развития потенциала детей в учреждениях дополнительного образования детей на примере школ искусств г. Орла.
  14. Красильников И.М. Педагогика цифровых искусств – новое направление развития теории и практики художественного образования // Проблемы современного образования. 2011. № 6. C. 111-123. В статье затрагиваются ключевые проблемы художественного образования, решаемые в рамках педагогики цифровых искусств, раскрывается ее сущность, принципы и технология.
  15. Медкова Е.С. Художественное образование России и конкурсное движения // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой. 2019. С. 519-534. В статье дан обзор конкурсного движения в России в свете реализации государственной политики Российской Федерации по выявлению и поддержке талантливой молодёжи в области искусства.
  16. Мелик-Пашаев А.А. Художественное развитие ребенка: в поисках ориентиров // Педагогика искусства. 2019. № 4. С. 194-201. В статье ставится вопрос о показателях художественной одаренности детей и о ее развитии. Рассматриваются разные подходы к исследованию художественных способностей.
  17. Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Белгород, 8 февраля 2019 г.) : в 4 т. / отв. ред. Ю. В. Бовкунова, С. Н. Зенин, А. А. Шакмаков, М. Е. Мережко. – Белгород : БГИИК, 2019. – Т. 3. – 328 с. В сборник вошли работы, посвящённые актуальным теоретико-методологическим проблемам науки, культуры и искусства, определению их значения и роли в различных процессах современного социокультурного пространства.
  18. Национальный проект «Культура» и многоуровневая система художественного образования в полиэтничном регионе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 20 июня 2019 года. – Краснодар: Из-во КГИК, 2019. – 187 с. Освещается широкий круг вопросов, связанных с психологопедагогическими и методическими, культурологическими и искусствоведческими аспектами функционирования многоуровневого художественного образования в условиях полиэнтичного региона.
  19. Рамазян А.В. Актуальные технологии и методы обучения в дополнительном художественном образовании детей // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 48-1. С. 40-44. Статья посвящена анализу педагогических технологий в системе дополнительного образования. Выделяются наиболее актуальные технологии для организации обучении, процесс применения которых рассматривается как условие успешного обучения. Рассматриваются возможности и актуальность педагогического метода обучения Мастер-класс.
  20. Рахимбаева И.Э. Художественное образование в современном мире и перспективы его развития // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. Статья об исследовании, посвященном изучению проблемы художественного образования в современном мире и дальнейшем пути его развития.
  21. Решение Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств – 2019: образование, управление, развитие» в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума Предложения участников Конференции для обеспечения процесса сохранения и поступательного развития системы детских школ искусств в Российской Федерации.
  22. Современные проблемы музыкального и художественного образования : теория и практика : монография / Л. А. Беляева, П. В. Зуев, А. В. Кубасов [и др.] ; Уральский государственный педагогический университет ; ответственный редактор Л. В. Матвеева. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – 190 с. В монографии освещаются новые методологические подходы в области музыкального и художественного образования детей и юношества; рассматриваются исторические аспекты становления полихудожественного подхода и современные проблемы его реализации.
  23. Сомова А.Ю. О региональном опыте развития системы художественного образования в контексте обновления содержания дополнительного образования детей и молодежи // Дополнительное образование - социокультурный институт само-реализации детей и молодежи (к 100-летию системы дополнительного образования). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 15-18. В статье проанализирован опыт развития системы художественного образования в Орловском регионе с учетом современных процессов обновления содержания дополнительного образования как ресурса поддержки и развития талантливых и одаренных детей, социализации молодого человека, формирования здорового образа жизни.
  24. Художественное образование в Российской Федерации: проблемы и перспективы (из рекомендаций круглого стола Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по культуре от 9 апреля 2019 года) // Вестник образования России. - 2019. - № 13. - С. 21-26.
  25. Художественное образование и эффекты его воздействия на современных школьников / Алексеева Л.Л. и др. // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой. 2019. С. 1216-1232. В статье раскрываются актуальные вопросы современного художественного образования в России.
  26. Штанько И.В. Педагогика искусства в дополнительном художественном образовании детей // Педагогическое искусство. 2019. №1. В статье рассматриваются ключевые позиции педагогики искусства и особенности ее реализации в системе дополнительного образования.



Назад


Самарская универсальная научная библиотека
Designed by Black Rider © 2006