Портал библиотек Самарской области
На главную страницу  
Сделать домашней    Написать нам    Карта портала   
Навигация


Раздел администратора

Логин:
Пароль:









  2021

декабрь, 2021

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ И ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ

Материалы к Областной конференции руководителей образовательных учреждений искусств и специалистов органов управления культурой муниципальных образований Самарской области «Формирование ценностных профессиональных ориентаций выпускника ДШИ в формате инновационного вектора развития системы художественного образования»

Книги:

Автореферат диссертации:

Статьи:

____________________________________________________________________________________________________________

август, 2021

ИНТЕГРАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Материалы к Областной конференции руководителей образовательных учреждений искусств и специалистов органов управления культурой муниципальных образований Самарской области «Актyальные направления цифровой трансформации художественного образования: перспективы и новые возможности развития традиционного академического образования в Самарской области» 

«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: открытая дискуссия»  

Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий

 РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ за 2020-2021 гг. (полные тексты) 

  1. Акишина Е.М. Современные тенденции художественного образования как ответ социокультурным вызовам // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 29-32.  В статье представлен обзор художественно-эстетических образовательных практик в разных странах мира. Автор обращает внимание на необходимость применения в педагогике искусства современных технологий и методов, соответствующих информационной эпохе.
  2. Акишина Е.М. Художесвенно-эстетическое содержание общего образования в условиях цифровизации // Педагогика искусства. 2021. № 2. С. 8-13. В статье рассматриваются изменения в художественно-эстетическом содержании общего образования в условиях современного образовательного процесса. Особое внимание уделяется вопросам цифровизации учебного процесса в сочетании инновационного и традиционного подходов к обучению школьников.
  3. Бараш Л.А. Цифровизация образования: прорыв в будущее или деградация? // DIZWW. 2021. №12.   Статья посвящена проблемам, возникающим в связи с внедрением цифровизации в образовательную систему.
  4. Воинкова, Т. Е. Реализация концепции дополнительного образования в условиях детской школы искусств : монография / Т. Е. Воинкова, Н. А. Зворская, Н. Ю. Перевышина ; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург,2020. – 200 с. В монографии освещаются теоретические аспекты становления и развития системы дополнительного образования, описываются современные тенденции развития пространства дополнительного образования в детских школах искусств. В практической части исследования представлена концепция инновационного развития детской школы искусств в современных социокультурных условиях.
  5. Куделя М.А. Современная система художественного образования: проблемы и перспективы // Тенденции и перспективы развития русского танца на современном этапе. Материалы Всероссийской науч- но-практической конференции. Редколлегия Н.Е. Королева, С.А. Щекотихина. 2020. С. 163-167. Статья посвящена современным проблемам развития системы художественного образования. Автор показывает, какие тенденции оказывают наибольшее влияние на художественное образование. Также выделены перспективные направления поддержки становления непрерывного художественного образования: разработка инновационных педагогических технологий, повышение профессионального уровня педагогических кадров.
  6. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды : монография. – Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. Монография посвящена вопросам создания и функционирования цифровой образовательной среды, которая должна быть нацелена на создание возможностей для получения качественного образования, в т.ч. художественного, гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
  7. Развитие человека в эпоху цифровизации : сборник научных трудов; под редакцией д.п.н., профессора Р.Х. Гильмеевой, к.п.н., доцента Л.А. Шибанковой в 2-х томах, том 1. – Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 224 с. Сборник научных статей, в которых ставятся актуальные проблемы системы образования в эпоху цифровизации, раскрываются ключевые идеи обучения, воспитания и развития человека будущего в образовательных организациях.
  8. Формирование цифровой грамотности обучающихся : Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с. Методические рекомендации содержат нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций по обеспечению возможностей реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», основные понятия и анализ особенностей формирования цифровой грамотности, описание реализуемых технологий, программ и проектов по формированию цифровой грамотности обучающихся.
  9. Шапинская Е.Н. Образование vs нео-просветительство: некоторые тренды цифровой культуры / Е.Н. Шапинская, А.А.Лисенкова // Культура культуры. 2021. № 3. В статье анализируются процессы, протекающие в сфере образования и культуры под влиянием развития цифровых технологий.

МУЗЫКА

  1. Беккерман П.Б. Творческое развитие детей на уроках фортепиано в условиях дополнительного образования: актуальные проблемы и вызовы / П.Б. Беккерман, Т.Е. Беккерман // Гуманитарное пространство. 2021. №2. По мнению авторов, стремительная цифровизация общества и переход на дистанционную форму (онлайн) обучения расставляют новые акценты в дополнительном художественном образовании, в частности на занятиях фортепиано.
  2. Горбунова И. Б. Цифровой инструментарий в системе современного музыкально–художественного образования / И. Б. Горбунова, Н. Н. Петрова // Мир науки, культуры, образования. 2019. №6 (79). В статье рассматриваются актуальные вопросы культуросообразности использования и развития музыкальных цифровых технологий и инструментария в системе современного музыкально-художественного образования, направленного на обеспечение актуальных форм социокультурного функционирования новых видов музыкального творчества.
  3. Сизова О.А. Нормативно-правовые основы применения средств информационных технологий в условиях преподавания дисциплин предметной области "Искусство" / О.А. Сизова, А.Д. Старостина // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-3. В статье анализируются нормативно-правовые документы, указывающие на необходимость активного внедрения средств информационных технологий в процесс преподавания дисциплин предметной области «Искусство», в частности предмета «Музыка».
  4. Современные тенденции общего и дополнительного музыкального и художественного образования : сборник научных трудов / Уральский государственный педагогический университет ; ответственный редактор Л. В. Матвеева. – Екатеринбург : [б. и.], 2020. – 200 с. Представлены статьи, посвященные актуальным тенденциям в разных сферах музыкального и художественного образования: в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и педвузах.
  5. Суслова Н.В. Возможности и риски дистанционного формата музыкального обучения школьников // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8. № 4. С. 116-135. Статья посвящена анализу дистанционных форм и методов музыкального образования школьников в период самоизоляции. Затронуты проблемы трансформации слушательского восприятия под воздействием слайд-шоу, вторжения экранных видов искусства в музыкально-педагогическую деятельность. Критическому анализу подвергнут музыкально-образовательный контент, представленный в составе крупных цифровых образовательных платформ.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

  1. Кульцова Л.В. Цифровизация художественного образования / Л.В. Кульцова, А.А. Шелепова // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 136-139.// Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 136-139.  В статье рассматривается проблема цифровой среды в области художественного образования, а именно, изобразительного искусства с позиции четырёх аспектов: коммуникативного, культурно-философского, педагогического и оптического. Раскрыты некоторые негативные стороны влияния цифровизации на процесс обучения в сфере изобразительного искусства.
  2. Филиппова Л.С. Цифровая образовательная среда МЭШ – уникальный инструмент для учителя изобразительного искусства // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика. Материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции, организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. 2020. С. 675-680. В статье рассматривается вопрос взаимодействия учителя изобразительного искусства с цифровой образовательной платформой Московской электронной школы (МЭШ) в контексте анализа современной системы образования и актуальности организации дистанционного образовательного процесса.

ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ (2004–2015 гг.)

 1. Белиц-Гейман, Артем Павлович. Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Белиц-Гейман Артем Павлович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 185 с. : ил.

2. Гудков, Сергей Анатольевич. Формирование знаний и умений в области компьютерной графики у учащихся учреждений среднего специального образования : на примере подготовки художников-дизайнеров : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Гудков Сергей Анатольевич; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Орел, 2014. - 191 с. : ил.

3. Кандыбей, Павел Наумович. Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Кандыбей Павел Наумович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2015. - 144 с. : ил.

4. Красильников, Игорь Михайлович. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Красильников Игорь Михайлович; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2007. - 494 с. : ил.

5. Северова, Тамара Степановна. Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 2004. - 167 с. : ил.

6. Селиванов, Николай Львович. Педагогические условия интеграции компьютерных технологий в художественное образование подростков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Селиванов Николай Львович; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2008. - 186 с. : ил.

7. Селивёрстова, Наталия Вячеславовна. Взаимодействие традиционных и современных методов преподавания базовых специальных дисциплин в системе начального академического художественного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 2004. - 164 с. : ил.

8. Талля, Мария Георгиевна. Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Талля Мария Георгиевна; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева]. - Чебоксары, 2009. - 193 с. : ил.

9. Черешнюк, Ирина Рафаэлевна. Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Черешнюк Ирина Рафаэлевна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2008. - 171 с. : ил.

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Всероссийский конкурс программно-методических разработок «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной и социально-педагогической направленностей-2020»:

· Введение в искусство (21 материал)
· Творчество без барьеров (8 материалов)
· Образцовый детский коллектив (17 материалов)
· Художественное творчество - дистанционно (2 материала)
· Культурный код региона (15 материалов)
· Цифровая трансформация творчества (10 материалов)
 
 



Назад


Самарская универсальная научная библиотека
Designed by Black Rider © 2006